Иллюстрированная книга Фрица Гаузе
1.Брауновский план, старейший городской план Кёнигсберга, выполненный в 1554году.
Знаменитый космограф Себастьян Мюнстер в 1551 году попросил у прусского герцога Альбрехта для включения в свою «Космографию» (свод географических и биологических данных), «Abconfractur» Кёнигсберга, на что герцог вынужден был ответить отказом, так как он не имел такого изображения своей столицы. В 1554 году, по свидетельству расчетных книг, герцог заплатил одному художнику, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, 6 марок, чтобы тот «изобразил» Кёнигсберг. Без сомнения, речь идет о представленном выше Брауновском плане, старейшем изображении Кёнигсберга с юга с высоты птичьего полета.
Почему же этот план называется Брауновским? Издатель Георг Браун и Франц Хогенберг, гравер карт и рисунков, издавали в то время в Кёльне шеститомный труд с видами всех известных городов мира. В третьем томе, вышедшем в свет в 1581 году, находится вид Кёнигсберга на одном листе вместе с изображением Риги. Хотя Браун не был ни рисовальщиком, ни гравером, речь идет все же о Брауновском плане. На нем представлен Кёнигсберг в середине XVI столетия.
В надписи на плане Кёнигсберг назван urbs maritima, морским городом. Кёнигсберг фактически и считается в первую очередь городом на Балтийском море, звеном цепи, простирающейся от Любека до Ревеля, соседствующим с Данцигом и Ригой. Устье Прегеля было найдено мореплавателями еще в доисторические времена. Так как в основании города принимали участие любекские купцы, то с самого начала у Кёнигсберга возникли торговые отношения с Любеком. Кёнигсберг, не будучи дочерним городом Любека, был введен в Ганзу. На протяжении почти 700 лет морская торговля оставалась нервом кёнигсбергской экономики.
Вторая часть надписи гласит elegantissima princips sedes - великолепная княжеская резиденция. Главным сосредоточением государственной власти Кёнигсберг являлся со времени сооружения крепости. Она была гарнизоном Немецкого Ордена и резиденцией его маршала, а с 1457 года и резиденцией Великого Магистра. В качестве орденского города Кёнигсберг был основан не со стороны моря, а с суши. Основной его задачей было не только расширение Орденского государства и распространение христианства, но и торговля. Кёнигсберг всегда имел большее значение, чем только форпост провинции. Он был столицей страны, а именно Пруссии, и оставался ей и после объединения Пруссии с Бранденбургом в 1618 году, и возвышения Пруссии до королевства в 1701 году. В этом качестве он далеко опередил Берлин, оставаясь (до 1918 года) второй резиденцией прусских королей.
Брауновский план указывает еще и на третье обстоятельство. По-немецки и по латыни написано «Кёнигсберг в Пруссии». В Германии имелось еще несколько городов с таким же названием, но только один в Пруссии. Также после разделения Пруссии в 1466 году на польскую и орденскую части, и после создания в более позднее время двух провинций Восточной Пруссии и Западной Пруссии, название Пруссия считалось постоянным для обеих частей. Обозначение Кёнигсберг в Восточной Пруссии, как еще иногда сегодня можно прочесть в некоторых источниках, является ошибочным.
Кёнигсберг и по числу жителей всегда был крупным городом. Около 1550 года в нем было 14000 жителей. Это правда меньше, чем в Данциге, но больше, чем в Риге. Во времена Канта в Кёнигсберге проживало 50000 человек, в 1900 году 190000, в 1910 году 246000 человек. Ко времени, которое описывалось в этой книге, в Кёнигсберге было около 300000 жителей (в 1939 году 360000 человек), из которых 90 процентов исповедовали евангелическую веру. Итак, число жителей за первые четыре десятилетия двадцатого века удвоилось. Пространственное расширение города путем включения в его состав предместий началось только в 1905 году. В то время площадь города увеличилась с 1940 до 4470 гектаров, а в 1927/29 годах она еще удвоилась и составила почти 10000 гектаров. Это было пространство нашего родного города с его историей, его культурой и его жителями. Путь по нему мы и хотим пройти в воспоминаниях.
Местоположение Кёнигсберга было предначертано географически. На большом расстоянии между устьями Вайхзеля (Вислы) и Мемеля (Немана) имелось только одно место, где открывался водный путь внутрь страны - это устье реки Прегель. По качеству судоходства Прегель, правда, нельзя было сравнить ни с Вайхзелем, ни с Мемелем, но его глубина подходила для лодок и плотов. И к тому же сухопутная дорога в Литву проходила по сухой, не затапливаемой наводнениями кромке высокого северного берега. Морские суда не могли подниматься выше места, удаленного от устья реки приблизительно на девять километров. Здесь у Ластадии, ниже Зеленого моста, где проходила граница между морским и речным судоходством, стояли склады-шпайхеры кёнигсбергских купцов; здесь же располагалась биржа. Ластадия у Хундегатта с ее узкими, построенными в XVШ столетии складами под остроконечными крышами, была местом оживленной повседневной работы. Многие фахверковые сооружения имели, наряду с номером дома, старые символы, которые размещались рядом с дверью. Это были складские марки, по которым складам давались названия: овца, волк, медведь, кит, пальмовое дерево, дикарь и другие. Здесь складировались товары, которыми главным образом торговали кёнигсбергские купцы: зерно, чечевица, пенька и лен, меха, сельдь, южные фрукты и вино. Из фронтона верхнего этажа выступали краны, через блоки которых тюки и бочки поднимались с наружной стороны складов.
2. Вид на внутренний город в нижнем течении реки Прегель на заднем плане старый железнодорожный мост.
Ниже по течению реки перед Зеленым мостом раскинулся порт, сердце кёнигсбергской экономики. Прежде он простирался только до Холлендер Баум, бревенчатого заграждения, закрываемого на ночь. Этот рубеж и должны были миновать все входящие в город суда, большинство из которых были из Голландии, отсюда и название - Голландское дерево. На этом месте проверялись судовые документы и грузы. Товары, подлежащие оплате пошлиной, выгружались и размещались на грузовом складе.
3. Зеленый мост, слева здание, в котором позже разместился городской банк, на заднем плане справа Кафедральный собор.
4. Склады в Ластадии у Хундегатта.
5. Вид через Хундегатт на Кнайпхоф, на заднем плане центральная башня замка.
6. На берегу Хундегатта.
7-9. Складские марки.
Наше путешествие мы начнем у грузовых складов. Техническим директором одного из таких складов – так сказали бы мы сегодня – был философ Иоганн Георг Хаман, северный чародей, друг и полная противоположность Канта. Таможню так же как и на Рейне здесь раньше называли лицентом. Лицент -это разрешение на ввоз товаров в порт. Главная таможенная служба, таким образом, располагалась на Лицентграбенштрассе. В этом месте через реку был построен первый железнодорожный мост, необходимый для транспортного сообщения юг-север, он, однако, был помехой для судоходства. Суда могли проходить мимо него только в том случае, когда он был отведен в сторону. При перестройке кёнигсбергских железнодорожных сооружений решились, наконец, на строительство нового моста ниже по течению реки, приблизительно на линии ликвидированных оборонительных валов и снесенного старого форта Фридрихсбург, сооруженного когда-то Великим Курфюрстом перед самым носом строптивых кёнигсбержцев. Новый мост, правда, был тоже поворотным мостом, но его высота была больше, и он имел две проезжие части одну над другой, верхнюю для железнодорожного транспорта, а нижнюю для уличного движения.
Новый вокзал Холлендер Баум, построенный у северной оконечности моста, получил название этого исторического места.
* * *
Ниже моста Имперской железной дороги начинался внешний порт. Акватория порта постоянно углублялась, как и морской канал, проведенный от устья Прегеля через залив Фрише Хафф к внешней гавани Пиллау. Глубина сохранялась необходимой для прохождения судов среднего размера. Здесь можно было увидеть флаги многих государств, услышать речь многих национальностей. Корабль-крестник города крейсер «Кёнигсберг» также швартовался здесь, когда он по особым случаям посещал «свой» город. Матросский увеселительный квартал, а они были характерны для многих крупных портовых городов, в Кёнигсберге, однако, был не в чести.
На правом берегу реки на Хольштайнской дамбе вдоль старой бурлацкой тропы, ведущей к замку Хольштайн, располагались один за другим городской квартал Косе с большим холодильником, керосиновые цистерны торговой компании, вагонная фабрика Штайнфурт, вальцовочная мельница, склад, целлюлозно-бумажная фабрика, а на границе города гостиница «Кляйн-Фридрихсбург», конечный пункт яичного заплыва кёнигсбергских гребцов. Яичная гребля была старым городским обычаем: первая команда гребцов, прибывшая к гостинице «Кляйн-Фридрихсбург» в новом году, получала корзину с яйцами. Раньше гребцы могли стартовать только тогда, когда река освобождалась ото льда. Замерзшая, она представляла хороший путь для санных прогулок к Хольштайну. После того, как ледокол стал освобождать зимой форватер ото льда, гребцы уже в новогоднюю ночь отправлялись в путь, который из-за плавающих льдин часто не был безопасным. Первая команда награждалась не только корзиной яиц, но также получала похвалу и признание в кёнигсбергских газетах.
10. Пароход «Кёнигсберг» с древесиной из Финляндии, предназначенной для производства бумаги, по пути к целлюлозно-бумажной фабрике.
11. Новый мост Имперской железной дороги.
12. Крейсер «Кёнигсберг» в порту.
До Первой мировой войны Кёнигсберг был чисто речным портом. Корабли размещались у причальной стенки, вдоль мощеных набережных. Во время и после войны в сырой низменности по левую сторону реки были вырыты три акватории порта. Здесь разместился новый промышленный квартал со складами для хранения товаров, цехами, фабриками, нефтяными танками, кранами и элеватор башенного типа емкостью 55000 тонн, он был самым большим элеватором в Европе. Немного ниже по течению располагалась верфь Шихау, на которой во время Второй мировой войны было занято около 19000 рабочих. Между портом и верфью была гавань для яхт, из которой парусные лодки трех яхт-клубов отправлялись в свое плаванье в дальние уголки залива, пригодные для парусного судоходства, или через Пилаусский глубоководный пролив в Балтийское море.
13. Башенный элеватор у акватории порта номер 3.
14. Баржа с лесом при прохождении через Кузнечный мост.
15. Вид на синагогу со стороны Прегеля.
Совсем по-другому выглядел внутренний порт, расположенный выше Зеленого моста на Старом и на Новом Прегеле по обе стороны острова Кнайпхоф. Маленькие морские суда могли, правда, пройти сюда через открытые разводные мосты, но вообще внутренний порт был царством лодок и барж. Набережные Рыбного и Капустного рынков располагались напротив друг друга; свои названия они носили по праву. Лодки, приходившие из Мемельской низменности и с Большого Мохового болота, стояли вплотную друг к другу, перпендикулярно к причальной стенке, на одной стороне реки располагались крестьяне с капустой, картофелем и луком, на другой стороне – рыбаки, которые продавали свежую рыбу из трюмов своих лодок, или из наполненных водой деревянных чанов, стоящих на улице. При этом мужчины здесь появлялись реже, чем женщины. «Рыбачки» могли так резко и крепко браниться, как это могут делать только люди, связанные с природой, цивилизованные горожане уже давно разучились это делать.
Еще полтора столетия тому назад, когда каменный уголь трудно было раздобыть, для топки, а также для строительства, чаще использовали дерево. С востока по Прегелю в город приплывали целые вереницы плотов и флотилии виттин (деревянных судов), дерево которых складировалось и продавалось. Моряки же, которых называли дшимкен, пешком возвращались на свою родину, не без того чтобы изрядно заправиться водкой в многочисленных трактирах Закхайма. На всех городские планах на обоих берегах Прегеля показаны обширные места складирования, называемые деревянными лугами. Об этом еще долгое время напоминали альтштадская и кнайпхофская Хольцвизанштрассе (Улицы деревянных лугов). На верхнем Прегеле тоже размещалась промышленность, однако, в меньшем объеме, чем во внешнем порту, не говоря о целлюлозно-бумажной фабрике в Липе. Мало судоходный участок реки между дальними луговыми равнинами, оживлялся гребными лодками и маленькими прогулочными пароходами. Еще тише был южный рукав реки, Старый Прегель с пилорамами и помещениями гребных клубов.